+7-916-811-16-99. Одежда, обувь и аксессуары для всей семьи.

АКЦИИ и РАСПРОДАЖИ

Статьи → ТРИКОТАЖ

22/05/14

Своим рождением в промышленности трикотаж обязан любви. Красивая легенда рассказывает, что приходской священник Вулбридж Вильям Ли часами, в полутьме просиживал рядом со своей бедной возлюбленной, вязавшей на спицах чулки на продажу. Трудолюбивая девушка и минутки не имела свободной, чтобы прогуляться на свежем воздухе вместе с Вильямом и послушать заветные слова, которые он прошептал бы ей на ушко. Томимый любовью и ожиданием, Вильям страстно хотел помочь своей избраннице. Изо дня в день, наблюдая за работой ловких пальчиков и мельканьем тускло поблёскивавших в неярком свете оплывающей свечи спиц, он заметил однообразие и цикличность происходящей работы и понял, что этот труд может быть механизирован. Так был изобретён простейший вязальный станок. Крючковатые иглы закреплялись на плоском горизонтальном бруске, и с их помощью вывязывалось плоское трикотажное полотно.
Именно с этого изобретения XVI века и до сих пор машины, производящие прямое трикотажное полотно, называются плосковязальными.
Правдива эта легенда или нет — уже неважно, важно, что человечество получило очень дешёвый и легкодоступный способ выделывать ткань, отличающуюся по многим параметрам в лучшую сторону от своей предшественницы — ткани, сотканной на ткацком станке.


Впоследствии трикотажные машины были усовершенствованы и возможности их расширены новыми изобретениями, но принцип изготовления трикотажа не изменился с той поры, когда человек впервые взял в руки спицы.
Изобретение станка для вязки трикотажа относится к тем редким явлениям в области технического прогресса, которые, появившись на свет однажды, долго не могут найти себе массового применения.
Во времена священника—изобретателя и в Англии, и в Европе мужчины и женщины носили невысокие чулки, вязанием которых, собственно, и занималась героиня легенды. Значимость этого элемента одежды можно сравнить с мужскими носками и женскими колготками в наше время — то есть, без этого совершенно нельзя обойтись. Однако крупных производств по выделке трикотажа не возникло, и вязание чулок ограничилось артельными промыслами. Силуэты и тенденции тогдашней моды были таковы, что трикотажу нигде не нашлось применения, и он почти два века обслуживал чулочно—бельевые потребности.
Время шло, менялся стиль жизни, а вместе с ним и стиль одежды. Отошли в прошлое кринолины, турнюры, корсеты, одежда приобрела упрощённые формы, стала функциональной.
Но трикотажу по—прежнему не находилось места в «светлой горнице», он по—прежнему только «прислуживал» моде.
В свет его вывели две великие женщины 20—го столетия, две яркие звезды на небосклоне от кутюр — Эльза Скьяпарелли и Коко Шанель. Строго говоря, трикотаж в качестве верхней одежды носили, но широкого распространения он не получал из—за совершенно предвзятого к нему отношения — одежда для бедных. Да, в изготовлении он был гораздо дешевле тканого полотна, поэтому и торговая цена с учётом всех начислений была невысокой. Да, в трикотажных жакетках и юбках ходили женщины и девушки из бедных или очень бедных кварталов, и шахтёры в трикотажных фуфайках сидели в пабах или бистро, демонстрируя трикотаж как дешёвый и удобный материал. И только Скьяпарелли и Шанель удалось поменять местами приоритеты: удобный, и только потом дешёвый.
Говорят, что Эльза Скьяпарелли увидела на своей подруге трикотажный свитер грубой ручной работы, и он настолько очаровал её, что она не поленилась найти женщину, изготовившую такую «хламиду». Изучила основы ремесла и основала модный дом Скьяпарелли, который работал с трикотажем. Именно модный дом Эльзы вывел трикотаж на европейские подиумы, а оттуда он прямиком попал в гардеробы состоятельных женщин.
Коко Шанель «легализовала» трикотаж джерси. Лёгкие, удобные, облегающие, не мнущиеся короткий жакет и юбка — уже многолетняя классика, внедрённая домом Шанель.
Трикотаж прочно вошёл в современную жизнь, проделав свой долгий путь буквально «с низов», от чулок, и до подиумов известнейших домов мод. Трикотаж используют такие известные модельеры, как Ямамото и Миссоти, Соня Рикель, которая по праву носит звание королевы трикотажа. Фирма Pelican превратила создание трикотажной одежды в настоящее искусство.


В Россию трикотаж привёз Пётр I, на себе и в своём багаже, в виде всё тех же вязаных чулок. Все мы помним кадры из исторических фильмов о том времени, как Пётр брил бояр и переодевал Россию в европейское платье. А такое платье требовало чулок — вот и возникли артели. Дальше артелей дело не пошло. Вся трикотажная промышленность России до 1917 года была кустарной или полукустарной и составляла всего 0,6% от всей текстильной промышленности. Выпускали на огромную страну всего—навсего 15 млн. пар грубых хлопчатобумажных чулок, 1,5 млн. штук бельевых изделий и 250 тысяч штук изделий верхнего трикотажа.
Толчок развитию трикотажной промышленности дала Первая мировая война, за счёт заказов для армии. Объём выпускаемой трикотажной продукции вырос в четыре раза, но, к сожалению, промышленность была почти полностью уничтожена последовавшими за войной событиями, — революцией, гражданской войной. Восстановить её удалось только во время довоенных пятилеток, и даже больше, — трикотажная промышленность получила в это время стремительное развитие, вместе со всей страной, проходившей период гигантского скачка индустриализации. В те годы были построены Ивантеевская, Тушинская, Витебская, Киевская, Бакинская, Новосибирская, Тбилисская и другие трикотажные фабрики, и это были уже крупные промышленные предприятия. Почти все они, за редким исключением, работают до сих пор, прошедшие тяготы Второй мировой войны, восстановленные и реконструированные в послевоенный восстановительный период.
Преимущества трикотажного полотна как материала для пошива одежды над тканым полотном очевидны, хотя никак не отменяют достоинств последнего, — всегда хорошо, когда существует многообразие и возмож­ность выбора. Трико­тажное полотно обладает рядом свойств, которых нет у тканого. Это, во—первых, растяжимость — свойство трикотажа растягиваться под действием приложенных усилий, может быть упругим и неупругим (остаточ­ным). Изделия из трикотажа с упругой растяжимостью очень удобны в носке, так как они хорошо облегают фигуру, не стесняют движений, не теряют своей первоначальной формы после снятия растягивающих нагрузок. Во—вторых, эластичность — очень важное свойство, зависящее от строения переплетений и упругости нитей. В— третьих, плотность — характеризуется числом петель, содержащихся на 10 см. Плотность определяют в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. От плотности зависит размер петель и внешний вид трикотажа. В—четвёртых, пористость — трикотажное полотно, сделанное из капрона, может дышать.
Трикотаж обладает ещё рядом характеристик, таких, как распускаемость, закручиваемость, толщина, прочность, формоустойчивость, усадка. А также, удобство в эксплуатации, хорошие гигиенические свойства, несминаемость. Но самое главное то, что производство трикотажной одежды намного экономичнее и выгоднее для промышленности. Прежде всего потому, что трикотажное производство менее трудоёмкое, чем ткацкое. Одежда из трикотажа создаётся гораздо быстрее, чем из ткани. Сырья и материалов на единицу трикотажной одежды расходуется значительно мень­­ше, чем на единицу тканой. Производительность трикотажных машин намного выше производительности ткацких станков.
Эти аспекты преимущества трикотажа относятся к экономи­чес­ким и техническим сторонам, но есть ещё и креативная. Трудно найти на сегодняшний день материал, который был бы также многообразен, как трикотаж, и обладал бы такими богатыми возможностями. Из трикотажа делают и тёплые зимние вещи, и лёгкую, кружевную летнюю одежду, и изысканные вечерние наряды, и нижнее бельё, и детскую одежду, и спортивную.
Способов вывязывать трикотаж очень много, что позволяет бесконечно создавать новые виды тканей, и ниже приводится описание самых известных.
Кулирка — самое тонкое трикотажное полотно из хлопка и первое, которое создали на трикотажной машине. Самое распространённое полотно, из которого шьют детскую одежду и бельё. Практически не мнётся, не образует складок на одежде. Довольно прочное, несмотря на свою тонкость.
Интерлок — название получило за счёт своеобразного переплетения волокон, сочетание двух ластиков. Лицевая и изнаночная стороны одинаковы. Ткань мягкая и нежная, обладает значительной упругостью, не закручивается. Имеет хорошие теплозащитные свойства, малую распускаемость и растяжимость, высокопрочен. Одежда из интерлока служит долго, но ухаживать за ней нужно бережно: стирать вручную или в деликатном режиме, так предупреж­дается появление катышков или затяжек.
Вискоза — полотно, состоящее в основном из вискозной пряжи. Может иметь различные виды переплетений, различный состав, поэтому используется для пошива широкого ассортимента изделий.
Кашкорсе — трикотажное полотно с эластичными попереч­но—вязаным переплетением, образованным чередованием лицевых и изнаночных столбиков. Применяется для изготовления верхних трикотажных изделий. Обладает высокой растяжимостью, очень хорошо держит форму. Так как это натуральный материал, он пропускает воздух и позволяет коже дышать. Обычно состав кашкорсе содержит 95% хлопка и 5% лайкры.
Пике — полотно, образованное комбинированным плетением. В народе пике часто называют «лакост» (из пике сшиты популярные мужские батники фирмы «Lacoste»).
Ластик (рибана) — полотно, образован­ное поперечно—вязаным двойным пе­­ре­плетением. Имеет одинаковые ли­це­вую и изнаночную стороны, обладает высокой растяжимостью и упругостью в поперечном направлении, не закручивается. Основное применение — манжеты и воротники. Рибану различают по чередованию лицевых и изнаночных столбиков.
Футер — полотно с ввязанной футерной нитью, которая образует начёс с изнаночной стороны. Благодаря начёсу полотно обладает хорошими теплоизолирующими свойствами и используется для пошива толстовок и спортивных костюмов. Лицевая сторона выглядит, как кулирная гладь. Футер различается по количеству футерных нитей.
Капитон (Капитоне) — утеплённое, трёхслойное полотно с эффектом стёжки в виде ромба. Используется для пошива детских халатов, комплектов для новорождённых.
Селаник — плотное трикотажное полотно из натурального хлопка, лицевая сторона которого — крупный ластик, изнаночная — с подчёсом. Вещи из селаника очень мягкие и приятные в прикосновении. Обычно из него шьют детские комбинезоны, ползунки, кофты. При добавлении в пряжу полиэстера или акрила — спортивную одежду. Легко восстанавливает форму, при растягивании приобретает прежние размеры.
Велюр — внешне похож на вельвет, но в отличие от него, хорошо тянущийся. Поверхность состоит из множества ворсинок, ворс расположен на ткани очень плотным слоем. Ткань очень прочна и устойчива к механическим воздействиям любого происхождения (трение, царапины и т.д.). Не теряет внешнего вида и формы, поэтому вещи из велюра даже спустя несколько лет имеют первоначаль­ный вид и готовы к носке. Диапазон применения очень широк, от одежды до мебели. Велюр не мнётся и не образует складок.
Велсофт — трикотажное полотно с мягким ворсом. Часто используется для пошива халатов.
Плюш (махра) — полотно с петельным ворсом. Ворс может быть как с одной, так и с двух сторон. Характерные свойства плюша (махры) — высокая теплозащита, влагопоглощение и мягкость на ощупь.
Флис (полар) — синтетическое полотно для изготовления тёплой одежды. Полотно делают из полиэтилентерефта­латного волокна. Обладает хорошими дышащими и теплоизолирующими свойствами и обычно применяется при изготов­ле­нии верхней одежды.
Джерси — трикотажное полотно, одинарное или двойное, с очень мелким петельным шагом, имеющее высокую растяжимость и гладкую поверхность. Обладает высокой поперечной прочностью. Изготавливается из гребённой шерсти, реже — из хлопка, шёлка или искусственных волокон.
Фантазия — к дан­но­му виду относятся трикотажные полотна с нестандартными переплетениями и компонентами. Каждое полотно по—своему уникально и может быть использовано для создания модной одежды.


Посмотрите внимательно на вещи в своём гардеробе. Наверняка всего у одной или двух, если их хорошенько рассмотреть, ткань будет выглядеть, как ниточка через ниточку — тканая, а у остальных — петелька за петельку, вязаная, трикотажная. От французского tricoter — вязать.

Татьяна Филиппова

Позже

22/05/14

Шелковая история

История шёлка стара и овеяна разнообразными легендами. Романтические люди предпочитают верить легендам и думать, что шёлк пришёл к нам из Китая.

Раньше

22/05/14

ПРОБЛЕМЫ БАЙИНГА

Когда нас попросили рассказать о российском fashion-байинге, мы сразу же вспомнили о конкретных людях из самых различных российских регионов, с которыми мы работаем и сталкиваемся практически каждый день.